Карлов мост - самый старший пражский мост - без сомнения является одним из самых красивейших готических инженерных сооружений в мире. Карлов мост соединяет Старый Город и Малую Страну, пересекая Влтаву над небольшим островом Кампа (он отделен от берега узким протоком под названием Чертовка). Мост, охраняемый с двух сторон Сторожевыми воротными башнями, представляет собой достаточно массивное 16-пролетное сооружение 516 м длины и 9,5 м ширины. В качестве строительного материала использован песчаник.
Предшественниками Карлова моста были первый деревянный мост, сооруженный в 10 в, смытый наводнением, и первый чешский каменный мост, построенный королем Вацлавом-I в 1160 г. Простояв 170 лет и этот романский мост, названный в честь жены короля Юдифи, принимавшей участие в его строительстве, также был разрушен наводнением уже при короле Яне Люксембургском, после чего 17 лет переправа велась по временному деревянному настилу на деревянных пилонах. Сооружение Пражского (или Каменного) моста началось в 1357 г. по приказу Карла-IV.
Возглавить строительство моста Карл доверил П.Парлержу, к тому времени четыре года успешно творившему на строительстве Святовитского собора. П.Парлержу, который учился строительному делу у своего отца Генриха Парлера (первым прославившего немецкую ветвь этого семейства архитекторов), исполнилось тогда 27 лет и никаких мостов делать ему, как, впрочем, и самому Карлу, не доводилось, но сделано было все, что позволяла техника тех времен (как ни парадоксально, стоит это творение готики и поныне). Самая трудная техническая задача при строительстве нового моста состояла в правильной закладке фундаментов в скальную породу дна реки глубиной 8 м. Множество планов, эскизов и продуманная строительная технология для обеспечения стабильности конструкции предшествовали началу работ. Возведение каменного моста оказалось делом дорогостоящим, средства на его строительство собирало все королевство.
Страницы истории Карлова моста
• 1357 г. - Закладка первого камня в фундамент нового королевского моста. Церемония заложения Карлом-IV первого камня началась в 5 ч.31 мин. утра 9 июля 1357 года; время и дата выбраны не случайно, магическое число 1357 (год)9(день) 7(месяц)531(время) по предсказаниям астрологов было определено с учетом отношений солнца с Сатурном и являлось самым подходящим для начала великих дел моментом года (об этом и других магических вещах, связанных с Карловым мостом можно посмотреть фильм при посещении Староместской башни)
• 1367 г. - Спустя всего 10 лет после начала строительства свой непростой характер показала Влтава, когда наводнением был полностью разрушена одна из «каменных ног» тогда еще строящегося моста.
• 1378 г. – похоронная процессия Карла-IV проходит по достраивающемуся мосту
• 1406 г. – окончание строительства моста
• 1412 г. - на обеих мостовых башнях сторонники ректора пражского университета Яна Гуса прикрепили вывески с протестом против «отпустков» (отпущения всевозможных грехов «зажиревшими» церковниками богатым за денежное вознаграждение).
• 1420 г. - гуситы выступили в малостранском направлении против королевских войск.
• 1432 г. – После обильных ливней мост разделился на 3 части: серьезно пострадали 5 устоев и обрушились три пролета (а 4-мя годами позже на отремонтированном мосту проходил великолепный рыцарский турнир).
• с 1621 г. по 1631 г. Староместскую башню "украшал" жуткий декор — для устрашения в железных корзинах здесь были вывешены головы чешских дворян, участвовавших в сословном восстании против правления Габсбургов.
• 1648 г. – три месяца под обстрелом шведов обороняют мост студенты во время 30-летней войны, когда происходит уничтожение готического декора западной стороны Мостовой башни. Вестфальское перемирие со шведами было подписано прямо на середине Карлова моста.
• 1780 г. Мост стал называться Карловым. Прежде его называли Каменным или просто Пражским
• 1784 г седьмой устой Карлова моста был подмыт водой и неожиданно рухнул в воду вместе с будкой стражников, присматривающих за порядком на мосту. Все пять стражников утонули. С тех пор стража с моста была снята. Сам мост устоял, но при этом, чтобы избежать возможного разрушения, было запрещено движение транспорта и ограничен проход пешеходов. Поврежденный мост восстанавливался на средства австрийского императора Иосифа-II.
• 1723 г. – осветление моста масляными фонарями, сменившееся на газовые в 1866 г.
1759 г. – открыто транспортное движение за особую плату.
В течение пяти веков Карлов мост оставался единственным мостом через Влтаву.
Только в 30-е гг. 19 в. началось строительство других пражских мостов.
• 1844 – на месте старых сходов на остров Кампа сооружается парадная лестница
• 1848 г. – новую страницу в истории вписывают студенты: на мосту стоят баррикады против пушек.
• 1883 – по мосту от Национального театра до Малостранской площади начали ездить первые пражские трамваи (до 1908 г.,).
• 1890 г. – самое катастрофическое наводнение в истории Карлова моста, когда «столетняя вода» унесла десятки жизней в городе и разрушила три пролета, вывернув два устоя: оторвавшиеся от берега плоты заблокировали течение воды между опорами. Одичавшей водой были смыты две ценные статуи работы Яна Брокоффа. Ремонт моста продолжался 2 года. С тех пор масштаб наводнений не был так велик, чему способствовало сооружение в 60-х г. 20 в. Слапского водохранилища.
• 1965 г. – полностью отменен проезд автомобилей
• 1966 -75 г.г. – одна из основательных реконструкций моста
Уникальный готический памятник истории и архитектуры и сегодня живет бурной современной жизнью. Пешеходный мост полукилометровой длины — самое популярное место прогулок и встреч. Он облюбован художниками, музыкантами, продавцами сувениров и, разумеется, толпами туристов со всех концов света.
Информация о техническом состоянии и лабораторных исследованиях моста, его прошлых и будущих реконструкциях, которыми занимается ЧВУТ – Чешское высшее техническое училище:
http://karluvmost.cvut.cz/http:/
Актуальными проблемами моста занимается Фонд Карлова моста:
/www.karluvmost.net/site.php
Автор Лузгина Т.
Информация взята из портала: http://www.ilovecz.ru/
Туристический портал о Чехии